Нейропсихологические инструмены в работе психолога, логопеда- дефектолога

Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников и школьников.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». 


Integer acam

О работе

«Пальцы помогают говорить» М.Монтессори

И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние сформированное™ тела на уровень развития ВПФ и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ (Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. 

К ним относят: 

  • память, 
  • внимание, 
  • мышление, 
  • восприятие, 
  • воображение и 
  • речь , 

логично в начале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам.

Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как 

эмоции, 

память, 

восприятие, 

процессы саморегуляции и т.д. 

Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций

создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Известно, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения. 

Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.