Нейропсихологические игры и упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников и школьников.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».
И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».
Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние сформированное™ тела на уровень развития ВПФ и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ (Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека.
К ним относят:
логично в начале коррекционно-развивающего или формирующего процесса отдать предпочтение именно двигательным методам.
Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как
эмоции,
память,
восприятие,
процессы саморегуляции и т.д.
Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций
создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Известно, что произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения.
Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.