ZvukS7
Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции
Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.
В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.
Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:
Получилось?
Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:
Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.
Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).
Сигматизм бывает:
Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:
Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.
Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).
Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:
Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.
Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.
Давайте начнем?
В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.
Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.
Вот несколько упражнений на дыхание:
Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.
Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:
Рассмотрим все эти варианты подробнее.
Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.
Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)
Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.
Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.
Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.
Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.
Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.
Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.
Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:
Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.
Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.
При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.
Звук “С” также можно поставить от “Т”.
Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.
Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?
Еще один способ постановки “С” — это от “И”.
Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.
Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:
Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.
Исходное положение — улыбка
Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.
На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Выполни задание на картинке:
Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:
А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:
Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:
Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)
Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.
Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:
А теперь посложнее: скороговорки на “С”:
Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:
На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.
Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.
Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?
Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:
Стишок про медведя тебе понравился?
Выполни задание на картинке:
Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится.
У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.
А теперь проговори слоги и слова:
Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:
Повтори чистоговорки без запинок.
Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:
Повтори слоги и слова:
В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:
Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:
Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:
Попробуй справиться с этим заданием:
Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:
В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:
Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”
и мягкий “Сь”:
А это стишки, их можно заучить:
Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.
Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.
Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.
Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.
8 февр. 2023 г.
КатегорияПостановка звуков
Теги