ZvukS3
Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата. Предлагаем примерный комплекс артикуляционных упражнений.
Автоматизация звука С в слогах
Ребенок должен повторять слоги.
Автоматизация С в прямых слогах:
СА – СА – СА – СА – СА
СО – СО – СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
Автоматизация С в обратных слогах:
АС – АС – АС – АС – АС ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС УС – УС – УС – УС – УС
Автоматизация С в интервокальных слогах:
АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
АСА – УСА – ОСА – ИСА
АСО – УСО – ОСО – ИСО
АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
Со стечением согласных:
СТА – СТА – СТА – СТА – СТА СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
СКА – СКО – СКУ – СКЫ СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СВА – СВО – СВУ– СВЫ СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СФА – СФО – СФУ – СФЫ СНА – СНО – СНУ – СНЫ
Автоматизация звука С в словах
Слова нужно проговаривать четко, выделяя автоматизируемый звук.
При необходимости логопед может повторять слово по 2-3 раза для лучшего усвоениям.
Автоматизация С в начале слова:
Автоматизация С в середине слова:
Автоматизация С в конце слова:
Автоматизация С в словах со стечением согласных:
Сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скула, смотать, снова, сноп, сны, спать, спокойно, спутник, спутать, спугнуть, стая, стакан, станок, стадо, ставни, ставить, стать, стадион, стог, сто, стук, ступеньки, ступа, студить, студент, стынуть.
Автоматизация звука С в словосочетаниях
Необходимо четко и внятно произносить следующие словосочетания, в которых содержится автоматизируемый звук С:
Дыхательная гимнастика и упражнения
Полезно выполнять следующие дыхательные упражнения для постановки звука С.
Для примера приведем некоторые из них:
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация губ):
Упражнения для артикуляционного аппарата (активизация языка):
После того, как отработаны подготовительные упражнения, можно приступать к постановке звука.
Изолированное произношение
Для начала ребенок должен научиться произносить звук [С] изолированно. Существует несколько способов постановки звуков:
1. По подражанию.
Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».
2. По подражанию с введением игровых приемов:
3. От опорных звуков.
Для звука [С] это звуки [И] и [Ф]. Звук [И] одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук [Ф] – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук [И], сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук [С].
4. Механический способ.
Взять узкую палочку (каминную спичку), палочку от чупа-чупс, положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук [С]. Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук [С] поставлен.
Рассмотрим разные виды парасигматизма.
1. Звук [С] заменяется на [Ф]:
Губно-зубной парасигматизм. Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т.д.
Для того, чтобы начинать работу по постановке звука [С] в этом случае, необходимо сделать следующее:
При постановке звука нужно учитывать, что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы.
Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука. Показать правильную артикуляцию звука [С] и только после этого приступить к постановке звука.
Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам, в данном случае со звука [И]. Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.
2. Звук [С] заменяется на звук [Т]:
Призубный сигматизм. Ребенок говорит так: «толдат» – вместо «солдат», «нотки» – вместо «носки» и т.д.
Работа строится по следующим направлениям:
Звук [С] при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков [И] и [Ф] и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук [С]. Можно проводить постановку звука [С] от звука [Т], меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук [Т], при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука [С], т.е. заводит за нижние резцы.
3. Звук [С] заменяется на звук [Ш]:
Шипящий парасигматизм. Ребенок говорит так: «шадик» – вместо «садик», «лашточка» – вместо «ласточка» и т.д. Работать следует также над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится [Ш], а где [С]. Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки.
Далее занимаемся артикуляционной гимнастикой.
При исправлении шипящего парасигматизма следует уделить внимание на:
18 нояб. 2022 г.
КатегорияЛогопед
Теги