ZvukK3
ЗВУК К
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА К
согласный
ротовой
взрывной
заднеязычный
(задненебный)
глухой
твердый
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К
губы раскрыты, занимают нейтральное положение;
зубы разомкнуты;
кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их, передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке твердого и мягкого неба), боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки не напряжены, разомкнуты, не вибрируют — голос не образуется;
воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Каппацизм —
а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);
б) искажение звука (носовое, боковое произношение).
Паракаппацизм — замена звуками Т, X.
Дефект часто отражается на письме.
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ:
высокое и узкое твердое и мягкое небо,
нарушение фонематического слуха,
слабость отдельных мышц языка,
нарушение иннервации мышц языка,
незначительное снижение физического слуха.
ПОДГОТОВКА К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА К
1. Развитие слухового внимания и памяти в неречевых и речевых играх.
2. Развитие фонематического слуха в упражнениях с бездефектными звуками.
3. Подготовительные артикуляционные упражнения:
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА К
Осуществляется двумя способами:
1. По подражанию с тактильно-вибрационным контролем толчка воздуха тыльной стороной ладони (крайне редко).
2. Механический способ (является преобладающим).
Основной принцип его — от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (а затем ребенка), нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка; постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА:
ТА-ТА-ТА — ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ — КА-КА-КА
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К
Включает прямые слоги, слова с прямыми слогами, обратные слоги и слова с ними, слоги и слова со стечением согласных и др.
Начинается автоматизация, как правило, с прямых слогов.
1. Прямые слоги:
а) ка-ка-ка б) ка-ко-ку-кы
ко-ко-ко ко-ку-кы-ка
ку-ку-ку ку-кы-ка-ко
кы-кы-кы кы-ка-ко-ку
в) игры на звукоподражание с картинками, игрушками:
куры:
«Ко-ко-ко!»
«Куд-куда!»
кукушка:
«Ку-ку, ку-ку!»
2. Слова с прямыми слогами:
а) кабан б) банка в) ом
кабина будка кон
кабинет бука конь
каватина ватка кот
г) Кубань, куб, куда, кум, кума, купать, купе, купидон, кутать, кутить, кутья, покупать, покупка, окунь.
3. Обратные слоги и слова с ними:
а) ак-ак-ак — мак б) ак-ок-ук-ык
ок-ок-ок — ток ок-ук-ык-ак
ук-ук-ук — паук ук-ык-ак-ок
ык-ык-ык — бык ык-ук-ок-ак
ик-ик-ик — пик ык-ок-ук-ак
ек-ек-ек — век ык-ук-ак-ок
як-як-як — маяк ык-ак-ок-ук
в) бак бык ватник бек
мак бок веник век
так док водник ток
маховик боек ботинок пик
паек табак дубок путник
индюк бук моток каюк
паук поток охотник тюк
тук опенок тюбик маяк
внук потомок финик як
г) окно, буква, тыква, диктант, диктовка, диктовать, диктат
4. Слоги и слова со стечением согласных:
а) ква-кво-кву-квы авк-овк-увк-ывк
кво-кву-квы-ква овк-увк-ывк-авк
кву-квы-ква-кво увк-ывк-авк-овк
квы-ква-кво-кву ывк-авк-овк-увк
б) кна-кно-кну-кны нка-нко-нку-нкы
кно-кну-кны-кна нко-нку-нкы-нка
кну-кны-кна-кно нку-нкы-нка-нко
кны-кна-кно-кну нкы-нка-нко-нку
анк-онк-унк-ынк акн-окн-укн-ыкн
онк-унк-ынк-анк окн-укн-ыкн-акн
унк-ынк-анк-онк укн-ыкн-акн-окн
ынк-анк-онк-унк ыкн-акн-окн-укн и т.д.
в) банк, танк, ква, квант, квота, квиток, квиты, кнут, кто, никто, некто, ткань, тканый, ткать, акт, пакт, факт, такт, дефект, эффект, ткнуть.
5. Слова с повторяющимся звуком К:
6. Лексические и грамматические упражнения с ранее отработанными словами:
а) согласование количественных числительных и существительных — игра «1-2-5»:
одна копейка—две копейки—пять копеек,
один куманек—два куманька—пятъ куманьков,
один какаду—два какаду—пять какаду и т.д.
б) прямой иобратный счет 1 -10:[1]
одна утка десять коней
две утки девять коней
три утки восемь коней
четыре утки семь коней
пять уток шесть коней
шесть уток пять коней
семь уток четыре коня
восемь уток три коня
девять уток два коня
десять уток один конь
в) прямой и обратный счет парами 2 -20:
две койки, четыре койки, шесть коек и т.д.
двадцать конфет, восемнадцать конфет и т.д.
г) словообразование существительных мужского рода с уменьшительно-ласкательным значением с суффиксами — -ик, -ек:
винт - винтик день - денек
дом - конь -
куб - кум -
кот - пень -
фант - окунь -
д) образование именительного падежа множественного числа существительных — игра «Эхо»:
кабан - кабаны конь - кони
кабина - кабины кот -
камень - камни коготь -
камея - команда -
канава - комедия -
канат - комета -
капитан - комната -
капкан - конфета -
кафтан - копье - и т.д.
е) образование родительного падежа множественного числа существительных — игра «Один —много»:
один бак - много баков одно окно - много окон
один мак - одна буква -
один бук - одна тыква -
один паук - один пенек -
один бык - один денек -
один дубок - один маяк -
один моток - один тюк -
один поток - один индюк -
один веник - один диктант -
ж) подбор предметов к притяжательным местоимениям мой, моя, мое:
7. Упражнения в звуко-слоговом анализе со словами на К:
а) деление слов на слоги различными способами — игра «Телеграф»;
б) выделение голосом ударного слога, ударного гласного звука;
в) определение места звука Кв слове.
8. Упражнение на развитие слухового внимания и памяти «Запомни, повтори», начиная с трех слов, с постепенным увеличением количества слов в ряду.
9. Проговаривание словосочетаний, выборочное спряжение по образцу в настоящем и будущем времени:
катать Катю на коне купить банку кофе
покупать Кате ... мяукать под окном
(кофту, коньки, конфеты) командовать конвоем
купать коней в Оке куковать «ку-ку»
подковать коня катать комок (каток)
коптить окуней покупать комод
выкопать канаву подкопать пенек
10. Работа с фразой:
а) договаривание предложений:
Всадник скачет на резвом (конь).
Конь громко бьет (копыто).
Конь перепрыгивает через (канава).
Вика и Катя нарвали букет (мак).
Огромный бурый медведь попал в (капкан).
В доме много мух и (паук).
Катя наливает воду в (бак).
Вика занимается фигурным (катание).
На берегу моря стоял маленький (домик).
Дети носят тетради в (папка) и т.д.;
б) преобразование деформированной фразы:
капитан у мама Тани команда -
катать Вика Катю -
кофе Катя и кофейник покупать -
кофе юбка на капает Вика -
домик камин Катя в топить -
опенок пенек под -
Натка ямка дубок под копать -
Майка майку юбку кофту покупать -
капитан конвой командовать -
тапка пятка на надевать надо -
Димка каток по каток катить -
кают-компания капитан отдыхать в -
ком Катя катать -
Катя ком комка у два и -
11. Чисто- и скороговорки.
У Вовика дудка, у Бобика будка.
Пьет какао какаду у Никиты на виду.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Едет по катку пикап.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко — окунька поймает кот,
Ка-ка-ка, к 1а-ка-ка — дай котятам окунька,
Ку-ку-ку, ку-ку-ку — бегут котята к окуньку.
Ка-ка-ка — у окна видна Ока,
Ко-ко-ко — до Оки недалеко,
Ку-ку-ку — дети ходят на Оку,
Ку-ку-ку — не ходите на Оку.
Ак-ак-ак — будильник тикает «тик-так»,
Ок-ок-ок —копаем ямку под дубок,
Ук-ук-ук — в банке муха и паук,
Ик-ик-ик — Вадик едет на пикник,
Ек-ек-ек — в доме виден огонек,
Юк-юк-юк — ходит в комнате индюк,
Як-як-як — видит капитан маяк*[2].
Вот так домик! Вот так дом!
В доме том одно окно,
В том окне идет кино. (Телевизор)
Купи кипу пик.
Около кола колокола*.
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку*.
Кошка на окошке рубашку шьет,
Мышка в сапожках избушку метет*.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!*
Колокольчик, колокольчик,
Колокольчик золотой,
Поклонился колокольчик
Низко бабушке седой*.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить,
Чтоб платочек положить*.
Встретил ежика бычок,
И лизнул его в бочок,
Но, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок...*.
На скамейке семь котят,
Все котята есть хотят.
В миску мы кисель нальем —
Вот вам миска с киселем.
Под скамейкой семь котят
Есть из миски не хотят*.
Катина кошка сидит на окошке,
А Колина кошка ушла с окошка*.
ЗВУК К'
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА К'
(мягкого)
согласный
ротовой
взрывной
среднеязычный
(средненебный)
глухой
мягкий
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА К'
Сходна с артикуляцией твердого звука К с некоторыми специфическими особенностями:
углы губ оттягиваются назад;
губы прижимаются к резцам;
кончик языка приближается к нижним резцам, даже упирается в них;
средняя часть спинки языка поднимается и касается средней части твердого неба.
НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ
Каппацизм —
а) отсутствие звука (заменяется щелчком голосовых связок);
б) искажение (носовое и боковое произношение) — последний вид нарушения встречается довольно часто.
Паракаппацизм —
замена звуками Т', X'.
Дефект часто отражается на письме.
ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Те же, что и при нарушении твердого звука К.
Специфической подготовки к постановке и собственно постановки К' нет (см. подготовку к постановке К и постановку звука К).
Мягкий звук К' является промежуточным при механическом способе постановки твердого звука К, и необходима лишь тщательная автоматизация с последующей дифференциацией со сходными звуками.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА К'
1. Прямые слоги [3]:
а) кя-кя — кя-кя-кя б) кя-ке-кю-ки
ке-ке — ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю — кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки — ки-ки-ки ки-кя-ке-кю
ке-ке — ке-ке-ке ки-кю-ке-кя
2. Слова с прямыми слогами:
а) кибитка б) Аким в) кеды
киви баиньки кепи
кивать ботинки кепка
кивок коньки кета
Ким кубики бакен
кино маки букет
кинофильм* накипь макет
кинуть накидка пакет
кипа Никита пикет
кипеть покидать океан
кипяток потомки этикетка
кипятить тонкий этикет
кит пеньки икебана
Китай анкета
кювет
3. Лексико-грамматические упражнения и упражнения в звуко-слоговом анализе выполняются так же, как и со словами на твердый К.
4. Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):
покупать маки пить кипяток
надевать кепку и кеды подкинуть кипу книг
покидать Китай купить тонкий пакет
кипятить воду кубики в пакете
кивать Никите этикетка на пакете
кинуть кепку в кювет Никитины ботинки
надевать накидку видеть кинофильм*
ходить в кино
5. Работа с фразой:
а) составление предложений со словосочетаниями, данными вп.4.
б) договаривание предложений словами на К':
Аким надевает кеды и (кепка, майка).
В букете маки и (пионы, тюльпаны, васильки)*.
Ким кипятит кофе в (кофейник, стакан).
Аким покупает кубики в (пакет, корзина).
Аким и Никита — охотники на китов в (река, озеро, океан).
Кит уходит от охотников в (вода, ванна, океан)
и т.д.;
в) преобразование деформированной фразы:
Никита маки букет покупать —
Никита покупает букет маков,
бакен капитан видеть —
Аким Никита кивать на —
Ким кубики домик покупать для* —
Никита пакет у кубики для* —
пакет этикетка на —
Китай Ким покидать —
книги Аким кипа подкинуть —
упаковка в упакованы книги —
Вика от фантики конфеты поднимать —
Аким банка у мухи пауки в —
6. Упражнения с разрезной азбукой в составлении всех возможных вариантов слов из данных букв:
ИКТ — (кит, тик)
ИОККВ — (кивок, ковки)
ИОНК — (кино, инок, кони)
МКАИ — (Аким, Мика, маки, Кима)
АЕМКТ — (макет, метка)
КПАИ — (кипа, пика)
ПКТОИ — (топки, копит)
7. Чисто- и скороговорки:
В океане виден кит,
Кит, как кипяток, кипит.
Ким дает тебе пакет,
А в пакете том букет.
Покупаем Киму кепку,
А на кепке этикетка.
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска*.
Ке-ке-ке — кепка Кима на пеньке,
Ке-ке-ке — кинем кепку мы в пакет.
Ну-ка, Ванька, топи баньку!
А вот баньки нет у Ваньки.
Ки-ки-ки — котик любит бублики,
Ки-ки-ки — ну-ка, бублики пеки!
Ки-ки-ки — нет у котика муки,
Ни воды и ни муки — вот и бублики пеки*.
Баю-баю-баинъки!
Мой Никита маленький*.
Люли-люли-люленъки!
Улетайте гуленьки! *
Покупаем мы покупки:
Для Никиты те покупки
И для Кима те покупки.
А в покупках утки, дудки,
Кубики и незабудки*.
ЗВУК Г
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА Г