ZvukK

Способы эффективной постановки звука [К]

У детей дошкольного возраста возникают разные нарушения звукопроизношения. Все они должны быть устранены до школы. Сделать это можно с помощью логопеда. Специалист определит причину проблемы и научит правильно говорить.

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания.

Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары. Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К].

Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К]. В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.


Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи. Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам. Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. 

Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки. Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Важные правила Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект. Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти.

Правила выполнения:

  • строго перед зеркалом;
  • внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
  • делают каждый день.


При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений.

Не стоит торопиться переходить к постановке.

В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него.

Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения.

Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка.

Для этого предлагается ряд упражнений.

Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.

Первое упражнение называется «Силач».

Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык. Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.


Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.



Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот. Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.


В тяжелых случаях помогает логопедический массаж.

Он может быть ручным и зондовым.

Назначает его только специалист.

Способы постановки звука К

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях.

Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить.

После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь.
Механическая помощь (постановка зондами):


В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков.

Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения.

Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель».

Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции. Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ].

Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х].

Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе.

Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА». Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.


Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.


Постановка с опорой В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него.

Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К].

Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем. Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы.

Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок.

Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук.

 Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.


Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук. Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание. Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога. На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.


После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК». Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога.

Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.

Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам.

Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха.

Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.


После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков.

Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п.

 Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.



Автоматизация звука К: упражнения и задания









Автоматизация звука К начинается только после того, как ребенок научился изолированно произносить этот звук.

При автоматизации важно произносить слова и словосочетания четко, не торопясь, проговаривая автоматизируемый звук. При необходимости можно повторять по 2-3 раза.






Для начала нужно понимать, как правильно произносить [К]. Артикуляция следующая:

  • Губы в раскрытом положении, в нейтральной позиции.
  • Зубы разомкнуты.
  • Кончик языка находится у нижних зубов, не касаясь их. Передняя и средняя часть спинки языка опущены (задняя часть приподнята, упирается в мягкое нёбо). Боковые края языка немного касаются задней части твердого нёба.
  • Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в полость носа.
  • Голосовые связки разомкнуты (нет голоса).
  • Струя воздуха выходит через рот, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким нёбом. Выдох сильный.









Автоматизация звука К в слогах

Как правило, автоматизация звука К начинается в прямых слогах:

КА – КА – КА                 КА – КО – КУ – КЫ

КО – КО – КО                КО – КУ – КЫ – КА

КУ – КУ – КУ                  КУ – КЫ – КА – КО

КЫ – КЫ – КЫ               КЫ – КА – КО – КУ


Автоматизация звука К в обратных слогах:

АК – АК – АК                  АК – ОК – УК – ЫК

ОК – ОК – ОК                 ОК – УК – ЫК – АК  

УК – УК – УК                   УК – ЫК – АК – ОК

ИК – ИК – ИК                 ЫК – УК – ОК – АК

ЕК – ЕК – ЕК                   ЫК – ОК – УК – АК  

ЯК – ЯК – ЯК                   ЫК – АК – ОК – УК


Автоматизация звука К в слогах со стечением согласных:

КВА – КВО – КВУ – КВЫ       КНА – КНО – КНУ – КНЫ

КВО – КВУ – КВЫ – КВА       КНО – КНУ – КНЫ – КНА

КВУ – КВЫ – КВА – КВО       КНУ – КНЫ – КНА – КНО

КВЫ – КВА – КВО – КВУ       КНЫ – КНА – КНО – КНУ











Автоматизация звука К в словах

Автоматизация [К] начинается после постановки и автоматизации звука в слогах. Слова нужно произносить четко, не торопясь. При необходимости их можно повторять.






Автоматизация звука К в начале слова

  • [КА] – кавун, кайма, камень, камин, канава, канат, канва, канонада, кантата, каноэ, канун, каньон, капать, капитан, капот, катать, катание.
  • [КО] – кок, кокон, койка, копейка, конь, кот, ком, кофе, кофейник, комбинат, команда, комедия, комната, комитет, конвой, конфета, копыта.
  • [КУ] – кубик, кукушка, кубок, кум, кусок.






Автоматизация К в середине слова

  • накануне, накат, пикап, покатый, тикать, декан;
  • окунь, покупать, покупка, якут, откусил;
  • покос, покой, закон.






Автоматизация К в конце слова

  • пока, пика, кепка, мойка, майка, манка, дудка, детка, ветка, ватка, будка, банка, мука, папка;
  • булку, дочку, миску, точку;
  • далеко, молоко.











Автоматизация звука К в словах, заканчивающихся на [К]

  • бак, так, мак;
  • домик, веник, бантик, ролик, тюбик, охотник, финик, путник, пик, маховик;
  • паук, тук, внук, бук, звук, сук;
  • сок, каток, комок, замок, смычок, бычок, звонок, петушок, мешок;
  • як, маяк.

Автоматизация К в словах с двумя звуками К:

  • каток, капкан, какао, какаду, катушка, кабачок, каблук;
  • кушак, кулак, кубик, кукушка;
  • колокол, коллекция, колобок, комок, копейка;
  • клубок, клубника, квакать.






Автоматизация звука К в словосочетаниях

Для автоматизации звука К можно использовать следующие словосочетания:

  • Мяукать под окном.
  • Купать коней в Оке.
  • Покупать Кате кофту.
  • Коптить окуней.
  • Выкопать канаву.
  • Командовать конвоем.
  • Катать комок.
  • Куковать «Ку-Ку».






Автоматизация звука к в предложениях

Автоматизация звука К – это поэтапный процесс, поэтому после проговаривания слов и словосочетаний, можно переходить к автоматизации звука К в предложениях.

В качестве примера приведем несколько:

  • У Коли коллекция марок.
  • Конь перепрыгивает через канаву.
  • Всадник скачет на резвом коне.
  • Катя наливает воду в бак.
  • Дети носят тетради в папке.
  • Вика занимается фигурным катанием.

В приведенных примерах присутствует звук Р, который традиционно сложен при постановке, поэтому если ребенок еще не освоил его, то нужно подбирать те слова, где он отсутствует.






Автоматизация звука К в стихах

«Петушок

Петушился, петушился

Забияка-петушок.

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок.

Ходит он без гребешка,

Не похож на петушка».

Е. Авдиенко


«Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон».

«На кокосы, на кокосы

Налетели мы как осы!

А кокосы высоко,

А в кокосах молоко».

«В лесу одна смешная птица

Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!»

Никак не может научиться

Петь как петух: «Ку-ка-ре-ку!».

Р. Фархади











Автоматизация звука К. Игра «Один – много»

Кабан – кабаны,

кабина – кабины,

камень – камни,

канава – канавы,

капкан – капкан,

конь – кони,

кот – коты,

канат – канаты,

комета – кометы,

конфета – конфеты,

команда – команды,

комната – комнаты.


Игра «1-2-5»:

одна копейка – две копейки – пять копеек,

один куманек – два куманька – пять куманьков,

один какаду – два какаду – пять какаду.