for_Dasha
Рекомендации Даше
1. Продолжить упражнения на формирование воздушной струи (Развитие речевого дыхания)
2. Развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха.
Информация для родителей и для бабушки:
Последовательность введения звуков в речь проходит по одной линии:
от слога к слову, к предложению.
отработка звуков «С», «Ш» начинается с длительного изолированного их произнесения, (см.задания для изолированного произношения ниже)
затем осуществляется переход к прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. (см. задания ниже)
(так как при правильном их проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко следить за положением кончика языка.)
Далее переходим к проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова: САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка…
После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с данными слогами. Затем работа продолжается на материале звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть звук находится между гласными звуками. При этом необходимо обратить внимание на то, что данные звуки никогда не отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).
Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА, ВЕСЫ, КОСЫ, НОША… На этом этапе хорошо помогают чистоговорки.
отработка звука «С» изолированно
После того, как сделаешь, Даша, гимнастику для языка и губ, приступаешь к следующим заданиям:
Автоматизация звука [с] в изолированном звучании
"Песенка насоса"
Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."
1. Автоматизация изолированного звука "с"
Звучим как насос:
При работе со звуковыми дорожками у детей:
Взрослый, нажимая на круги (кнопочки) произносит слоги: са-са-са, со-со-сэ. Ребенок повторяет за взрослым, при этом также нажимая пальцем на кнопочки. Если ребенок справляется, количество слогов увеличиваем, меняем темп, силу голоса (громко, тихо).
С помощью такого игрового упражнения у детей:
Автоматизация звука [с] в прямых слогах
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
СА – СА – СА – СА – СА
СО – СО – СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ – СЫ – СЫ
СЭ – СЭ – СЭ – СЭ – СЭ
Автоматизация звука [с] в обратных слогах
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
АС – АС – АС – АС – АС
ОС – ОС – ОС – ОС – ОС
ИС – ИС – ИС – ИС – ИС
УС – УС – УС – УС – УС
ЕС – ЕС – ЕС – ЕС – ЕС
ЯС – ЯС – ЯС – ЯС – ЯС
ЮС – ЮС – ЮС – ЮС – ЮС
ЁС – ЁС – ЁС – ЁС – ЁС
Автоматизация звука [с] в интервокальных слогах
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ
АСА – УСА – ОСА – ИСА
АСО – УСО – ОСО – ИСО
АСУ – УСУ – ОСУ – ИСУ
АСЫ – УСЫ – ОСЫ – ИСЫ
Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных
Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ
СПА – СПА – СПА – СПА – СПА
СПО – СПО – СПО – СПО – СПО
СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ – СПЫ
СПУ – СПУ – СПУ – СПУ – СПУ
СКА – СКО – СКУ – СКЫ
СВА – СВО – СВУ– СВЫ
СФА – СФО – СФУ – СФЫ
СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СНА – СНО – СНУ – СНЫ
Если ребенок справляется, количество слогов увеличиваем, меняем темп, силу голоса (громко, тихо).
2. Даша, Произносим то, что изображено на картинках, четко и медленно!
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на,
са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва, со-фа;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.
Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.
СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;
АС: пас-та, пас-тух, на-ста-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;
СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;
ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
СУ: не-су, па-су, по-су-да;
УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;
СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
ЮС: бюст;
ЯС: яс-ный.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова
АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: на-вес.
ЯС: по-яс.
Автоматизация звука [с] в словах с двумя этими звуками
Стас, сос-ка, сос-на, ук-сус, на-сос, со-ус, Су-сан-на, Сам-сон, кос-мос, со-суд, ста-мес-ка, сак-со-фон.
Автоматизация звука [с] в словосочетаниях
Вкусный суп, усатый сом, высокая сосна, навесной мост, сосновый сук, сухая косынка, мамины бусы, мягкий воск, высокий утёс, сонная киска, медовые соты, ясный день, искусный фокусник, опасный выступ.
Сдобное тесто, сафьяновые сапоги, пустая миска, густой сок, тенистый сад, ананасовый сок, сатиновый поясок, пустой автобус, сытный студень, мясной соус, автобусная остановка, тонкое сукно, пустая комната.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 3 слов
В саду – осы. У сома – усы. Сын ест суп. Пастух пас стадо. Денис пьет кумыс. Сын моет посуду. Саня моет посуду. Соня ест кекс. Денис пьёт сок. Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолёт летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 4 слов
В саду много ос. Соня сама ест суп. Анфиса пьёт сливовый сок. На мосту стоит автобус. Пёс ест кусок мяса. Саня готовит суп киске. В саду посадили кусты. Скамейка стоит в саду. Денис сам снял сапоги.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 5 слов
В саду стоит высокая сосна. Под сосной стоит собака Сойка. У Сони – коса до пояса. Соня ставит сумку на скамейку. У Сани санки скользят сами. На сосновом суку сидят совы. Стас и Соня идут в сад. У высокой скалы – навесной мост. По мосту едет пустой автобус. Анфиса сама готовит вкусный суп.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 6 слов
В субботу Стас идёт в сад. Соня готовит вкусный суп с капустой.
Денис ставит свой самокат у скамейки.
Автоматизация звука [с] в предложениях из 7 - 8 слов
У Сани в сумке – ананас и капуста. У Саввы – фикус, а у Сони – кактус. Соня и Саня идут на выставку собак. У Сани в банке – сом с усами. У нас в саду – кусты и высокие сосны.
Автоматизация звука [с] в чистоговорках
СА – СА – СА длинная коса
СА – СА – СА хитрая лиса
СА – СА – СА вот летит оса
СА – СА – СА укусила в нос оса
СЫ – СЫ – СЫ у дедушки усы
СЫ – СЫ – СЫ лисёнок у лисы
СЫ – СЫ – СЫ хвост красивый у лисы
СЫ – СЫ – СЫ новые весы
СЫ – СЫ – СЫ заведи часы
СЫ – СЫ – СЫ не боюсь я злой осы
СУ – СУ – СУ воду я несу
СУ – СУ – СУ дом стоит в лесу
СУ – СУ – СУ я осу в руке несу
СО – СО – СО у Сони колесо
СО – СО – СО стал мой нос, как колесо
АС – АС – АС дети входят в класс
АС – АС – АС дети пили квас
АС – АС – АС свет у нас погас
АС – АС – АС я корову пас
АС – АС – АС вкусный ананас
ОС – ОС – ОС на поляне много коз
ОС – ОС – ОС я несу поднос
УС – УС – УС я несу арбуз
УС – УС – УС у Сони много бус
ЕС – ЕС – ЕС автобус едет в лес
ИС – ИС – ИС на суку Борис повис
АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ на столе подносы
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ заплетали косы
УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы
ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист
ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист
ОСТ – ОСТ – ОСТ у Васьки длинный хвост
АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста
АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска
АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска
АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски
ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка
ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска
ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска
ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску
ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски
ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто
УСТА – УСТА – УСТА вкусная капуста
УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто
ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто
ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка
ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны
СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты
СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты
СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы
СТЫ – СТЫ – СТЫ улетели аисты
СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты
СТА – СТА – СТА У Сони два листа
СТА – СТА – СТА стояли у моста
СТА – СТА – СТА мы видели аиста
СТА – СТА – СТА сели на места
СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту
СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту
СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту
СКИ – СКИ – СКИ новые носки
СКА – СКА – СКА длинная доска
СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску
СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны
СНА – СНА – СНА на улице весна
Автоматизация звука [с] в стихах
Есть у дождика сестричка: «С – с – с».
Это быстрая водичка: «С – с – с».
«С – с – с», - она свистит.
«С – с – с», - она поёт
И струёй из крана льёт: «С – с – с».
Эту песенку послушай: «С – с – с».
Мойте чисто с мылом уши: «С – с – с».
***
Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.
***
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет – самокат.
***
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.
***
Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут —
На охоту летят.
***
Тихо-тихо сон идёт.
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете…
Так бегом в постели, дети!
***
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
***
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
***
Сколько всего у Сони котят,
Если два — под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?
***
Соня спит и видит сон –
Снова снегом занесён
Дом и сад, и всюду иней –
Синий, синий, синий.
***
Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад -
Он катать всех станет.
***
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит.
Не спит сама, и лес не спит.
***
Сойка, сидя на сосне,
Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.
Автоматизация звука [с] в текстах
СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ
У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидит на сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.
Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!
САМОКАТ
У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Ставит Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.
Едет мимо Денис на своём самокате. «Ага, вот, как надо ехать!» - думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.
Атоматизация звука [с] в скороговорках
Без пастуха – не стадо.
У Сысоя – усы до пояса.
Сани у Сани едут сами.
Повтори три слова сразу и не ошибись ни разу
С помощью этого упражнения ребенок учится вслушиваться в речь взрослого, запоминать сразу три слова, близкие по звучанию. Тем самым развиваем речь, сноровку языка, память, фонематический слух.
сок — сон — сом
стол — сток — стоп
оса — лиса — роса
фикус — минус — вирус
фокус — глобус — автобус
носок — песок — кусок
маска — каска — пляска
весы — носы — усы
кокос — покос — насос
Словарь: сом, сон, крыса, колбаса, коса, лиса.
Словарь: русак, гусак, полосатый, косатка, салфетка, сарафан.
Словарь: лис, редис, хвост, рост, барбос, хвост.
1. Вот салат, сок, сад, суп, сухарь, сор, сук, сыр, весы, сырок, бусы.
Что здесь можно есть и что нельзя? Что здесь самое вкусное?
2. Мы видим: ананас, поднос, фикус, ирис, кипарис, утёс, лес, аист, куст, хвост.
Что из них может расти и что не может? Назовите растения. Какие слова здесь оканчиваются на звук С?
3. На доске написано: оса, касса, лиса, сом, сова, песок, носок, сумма, сурок, судак, соболь, посуда, волосы, сокол.
Что здесь живое и что неживое? Что летает и что не летает? Кто может бегать? Назовите слова, оканчивающиеся на звук С.
4. Вове дали задание назвать 10 имён, в которых есть звук С. Но Вова назвал только пять: Соня, Сеня, Вася, Тарас, Люся.
Помогите Вове выполнить задание.
Соедини слова с картинками: один предмет — много предметов: «Песок-пески…»
Словарь: оса-осы, песок — пески, косуля — косули, колбаса — колбасы, коса — косы, лиса — лисы, косынка — косынки.
Словарь: миска-миски, доска-доски, ласточка-ласточки, мост-мосты, пастух-пастухи, аист-аисты.
Автоматизация звука С в чистоговорках
Повторяйте чистоговорки по частям или целиком. Упражнение способствует развитию слухового восприятия, внимания, памяти.
Са-са-са — самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы — косы, волосы, усы.
Со-со-со — соболь, сода, колесо.
Су-су-су — суп, посуда, путасу.
Ас-ас-ас — паста, масло, ананас.
Ис-ис-ис — кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос — нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.
Аса-аса-аса — колбаса и коса.
Осы-осы-осы — волосы и косы.
Усы-усы-усы — сарафан и бусы.
Аска-аска-аска — ласка, маска, каска.
Выучите с ребенком чистоговорку и повторяйте каждый день, четко произнося звук С.
Са-са-са, са-са-са
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы
Мы не видели осы.
СА—СА—СА — вот лиса.
СУ —СУ —СУ — я боюсь лису.
СУ —СУ —СУ — обманем мы лису.
СО —СО —СО — у лисы колесо.
СО —СО —СО — дай, лиса, нам колесо.
СА—СА—СА — нет у лисы колеса.
СЫ —СЫ —СЫ — нет колеса у лисы.
Среди картинок найдите те, в котором есть звук [С]. Закрепляем автоматизируемый звук и развиваем фонематическое восприятие.
Словарь: лиса, сани.
Словарь: сыр, сова, слон.
Словарь: самовар, рис, светофор, сорока.
Словарь: сорока, усы.
Словарь: нос, коляски, самолёт, скрипка.
Словарь: носки, маска, весы, стул.
Задание
Читаем стихотворения так, чтобы ребенок мог закончить фразы, правильно подобрав слова в рифму (близкие по звучанию и по смыслу). Следим за правильным произношением звука С, развиваем речь, чувство ритма, рифму.
-И-го-го! — поёт лошадка. — Спи, мышонок, сладко … (сладко).
Дядя Стёпа в этот раз Утопающего … (спас).
Динь-дон. Динь-дон. В переулке ходит…(слон).
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты … (спишь)?
Для птенцов и для Зверят Тоже нужен Детский … (сад).
На даче в лесу Были разные птицы:
Сороки, стрижи, Воробьи и … (синицы).
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой
Топал … (слонёнок).
За мамой-лисицей
Крался … (лисёнок).
Почётный диплом получил «водолаз».
Он в море тонувшего мальчика … (спас).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос…
Кто же это?
Рыжий … (пёс).
-Рассмотри рисунок. Что ты видишь? Мальчика зовут Саня. Что съест Саня?
Отвечай полным ответом: «Саня съест колбасу. Саня не ест кактус».
Можно проводить линии съедобных предметов к тарелке, несъедобное — зачеркивать. Или выкладываем камушки: зеленого цвета, то что Саня съест, красного, что не будет есть.
Речевой материал: кактус, колбаса, абрикосы, сапоги, эскимо, санки, суп, сыр, рис, сумка, самолёт, кокос, чеснок, арбуз, краски, мясо, автобус, сахар, глобус, редис, масло, каска, капуста, бусы, ананас.
Прочтите предложения, дополните их словами по рисункам.
1. Высоко в небе …. . Соня и Саня летят на …. . … идёт на посадку. Саня и Соня выходят из … .
2. Вот … . Эти … вкусные. У нас не растут … . … растут на юге.
Работа ведется над закреплением звукопроизношения С и согласованием существительных с числительными.
Ребенку надо посчитать предметы изображенные на картинке — один кактус, два кактуса, три кактуса, четыре кактуса, пять кактусов….10 кактусов.
Речевой материал: кактус, насос, миска, солнце, сумка, совок, стул, свисток, колесо, лист.
На сковороде колбаски (сосиски), на сковороде мясо, на сковороде колбаса, на сковороде сыр, на сковороде капуста, на сковороде салат, на сковороде масло (подсолнечное), на сковороде рис.
Затем можно закрыть или перевернуть лист и попросить ребёнка вспомнить, какие продукты там были. Таким образом развиваем память и еще раз проговариваем слова с автоматизируемым звуком.
1. Все мы знаем, что такое: стадо, стол, стул, стакан, спутник, кусты, стены, кресло, мосты, сосны, слон, сковородка, скамейка, спальня.
Что из всего этого бывает у людей в доме? На чём можно сидеть? Отвечай полным ответом.
2. Вот продукты: капуста, ананас, салат, соль, редиска, тесто, суп, сухарь, квас, сок, судак, сом, ириска, колбаса, сметана.
Что из них можно есть в сыром виде и что можно варить? Что растёт на огороде? Отвечай полным ответом.
3. Прочитайте: гусь, лось, слива, такси, карась, свисток, свинка, сметана, снегирь, носки, сливки, гости, костюм, самолёт.
Кто из них сам может двигаться и что само двигаться не может?
Дашенька, у нас все получится,
будем заниматься каждый день понемногу и все будет отлично!
Формирование воздушной струи является важным этапом при постановке звуков.
Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы.
Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи:
Развитие речевого дыхания у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки.
Развитие речевого дыхания напрямую зависит от нормального функционирования физиологического дыхания. Соответственно, чтобы научить детей владеть голосом, нужно научить их правильно дышать, потому что за 2 этих процесса отвечают одни и те же органы.
Помимо своей биологической функции, органы дыхания также принимают участие в артикуляции и голосообразовании. Формирование речевого дыхания у детей происходит одновременно с развитием речи и заканчивается примерно к десяти годам. В этом процессе большую роль играет формирование воздушной струи.
Существует несколько направлений при формировании воздушной струи:
Для каждого из этих направлений есть определенный перечень упражнений.
«Перекатываем шары». Ребенок надувает щеки по очереди.
«Толстяк». Нужно надувать обе щеки, при этом удерживая в них воздух.
Толстяк
Обычное задувание свечи. Задувание свечи - глубокий вдох носом и сильный выдох ртом.
Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
Выдувание мыльных пузырей (Щеки не надуваем)
Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек
Дутьё с использованием вертушки, свистков, гудков, дудочек, губной гармошки.
Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например,
поддувание «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки,
находящиеся в тазу с водой. «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
Можно натянуть горизонтально нитку и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных бабочек, птичек.
27 мая 2023 г.
КатегорияЛогопед
Теги