Fono1

Цель – упражнения подготавливают мышцы и нервные окончания к

коррекционной работе, способствуют четкой дикции, расслабляет мышцы

лица, развивает владение мышцами лица.

Упражнения для мышц лба:

– нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»;

– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением

«А-а!»

Упражнения для мышц глаз:

– зажмуриться – «распахнуть» глаза;

– поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;

– озорно, со значением подмигивать;

– спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы

век;

Упражнения для щёк:

– надувать щёки;

– втягивать щёки;

– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);

– «полоскать рот» воображаемой водой.

Упражнения для губ:

– улыбнуться («и-и-и»);

– сложить губы в трубочку («у-у-у»);

– двигать губами от правой щеки к левой;

– двигать губами по кругу;

– «развесить губы»;

Упражнения для языка:

– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»);

– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;

– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);

– облизывать губы.

Фонопедические упражнения В.В. Емельянова

Специфика проведения фонопедических упражнений заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

В проведении данных упражнений используем "толстый" - низкий  речевой голос и "тонкий" - высокий речевой голос. В логопедической практике при постановке голоса опираемся на приемы, используемые отечественными педагогами по вокалу и сценической речи, фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок.


Песенка про смех

«Толстый» голос

Это песенка про смех - ха-ха-ха!

Мы поем ее для всех - ха-ха-ха!

Так смеются медвежата - ха-ха-ха!

И тигрята, и слонята - ха-ха-ха!

Они басом все хохочут - ха-ха-ха! –

Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!


«Тонкий» голос

Это песенка про смех - ха-ха-ха!

Мы поем ее для всех - ха-ха-ха

Так смеются лягушата - ха-ха-ха.

И цыплята, и мышата - ха-ха-ха.

Они тоненько хохочут - ха-ха-ха.

Все вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха.


От шепота до крика

Произносить на одном дыхании (движение рук по телу вверх).

Раз, два (шепот), три, четыре (тихий голос), пять, шесть (средний

голос), семь, восемь (громкий голос), девять (очень громко), десять


Бегемот

Произносить грудным и фальцетным режимами (вибрирует мягкое небо -

храп на вдохе и выдохе).

Сладко спит в своей постели бегемот - хр-хр-хр.

Видит он во сне морковку и компот - хр-хр-хр.

Спит он, широко разинув рот, - хр-хр-хр.

И во сне он громким голосом поет - хр-хр-хр!


Едем

"Губной вибрант" (помогаем указательным пальцем).

«Толстый голос»

На машине едем к маме бр-бр-бр.

Мы не ели, мы не спали - бр-бр-бр.

Целый день мы за рулем - бр-бр-бр.

все нам было нипочем - бр-бр-бр.


«Тонкий голос»

Ты, моя машина, не рычи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не урчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не фырчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не ворчи - бр-бр-бр.


Динозаврик

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность:

«У-о-а-ы-и-скрип!»

Резиновая игрушка

Купили в магазине

Резиновую Зину

Она сказала: Ш-ш-ш-ш!

Потом сказала: C-c-c-c!

Затем сказала: Х-х-х-х!

Потом устало: Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно: К-к-к-к!

И так обычно: Т-т-т-т!

Потом легонько: П-п-п-п!

И очень твердо: Б-б-б-б!

Жужжала тихо: Ж-ж-ж-ж!

И вовсе сдулась: З-з-з-з! (Согласные произносятся на выдохе и очень тихо)



Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – способность человека слышать и различать

отдельные фонемы, или звуки в слове, их количество и последовательность,

правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей залог успешного обучения

чтению и письму, а в дальнейшем – и иностранным языкам.


1.Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [к] в слове - хлопни в ладоши. Слова:

[K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .


То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки,

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…


2.Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч,

улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)



3.Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в

словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь;

Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П –

пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.



4.Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией (са-ША-са), (за-за-СА).

Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш,

ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-

шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках.

Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога:

са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа

(Аналогично с другими парами звуков)



5.Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок

внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во

всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З».

Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя

его голосом, насколько это возможно.



6. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из

которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый

раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка

лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки,

туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если

ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы,

попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом

выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с

разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное),

разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только

фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.


7.Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы

А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому,

ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с

заданного звука, например, со звука [И].


Пример
:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.


8.Игра «Не ошибись».

Взрослый

показывает

ребенку

изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то

правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь,

хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем

взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и

называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится

детям и проходит весело.


Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому

составу, и постепенно переходить к сложным.


9.Игра «Подбери по звучанию»

Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки:
ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит

поставить ее под той, название которой звучит похоже.

В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плетка моток марка


10 Игра «Телевизор».

Цель: развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в

речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии. Отрабатывать

навыки чтения.

Ход игры: На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном

полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по

порядку. Ребенок должен по первым буквам слов в картинках сложить

спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово - экран телевизора

открывается. Например, месяц - спрятанное слово Картинки: медведь, ель,

собака, яблоко, цапля. Количество играющих: один и больше человек.



11 Найди слова в слове.

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в

словах, профилактика дисграфии.

Ход игры: На доске вывешивается слово или картинка с указанием

количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают

слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается

установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из

них новые слова». Количество играющих:1-3 человека и более.